Долой тяжёлый труд: особенности посадки картофеля при помощи мотоблока

Окучник – один из самых эффективных помощников для высадки картофеля. Это навесное устройство используется на мотоблоках разных типов и позволяет довести процесс посадки картофеля до автоматизма. Окучники для картофеля к мотоблоку нужно приобретать отдельно, но некоторые умельцы предпочитают изготавливать оборудование своими руками. Ниже рассмотрим, как сделать самодельные окучиватели, и что при этом понадобится.

Активная коммунальная навеска

Под этот разряд попадает всё, что зачищает поверхность и группирует продукты зачистки. Для четырёхколёсных тракторов ассортимент таких «запчастей» большой, всё решает тоннаж трактора и производительность гидравлического насоса. У мотоблоков, в силу их двухколёсной природы, весь арсенал сводится буквально к трём единицам.

Нож-отвал, рассмотренный в предыдущей статье, прост и понятен, но относится к стационарному классу оборудования. Есть даже модели, работающие без мотоблока.

Подметальные щётки

Устройство. Щёточный барабан с пластиковой щетиной, установленный на оси с приводом. Иногда имеет защитный кожух и дополнительные транспортные (поддерживающие) колёса.

SunGarden SW 360

Принцип действия. Вращаясь, щётка сметает материал с поверхности и отбрасывает его. Можно изменять угол установки.

Преимущества. Такие щётки актуальны в любое время года, в каждом городе, в парке и во дворе. Зачищают любые ровные поверхности за считанные минуты, не отнимая сил. Более крупные их разновидности применяются на всех видах коммунальной техники — тракторы, грейдеры, грунторассеиватели. Некоторые модели имеют контейнер для сбора материала.

Коммунальные щётки:

Внимание! При выборе щётки обратите внимание на её совместимость с вашей моделью мотоблока.

Снегоуборщики

Конструкция. В снегозаборнике (бункер, ковш) установлен осевой агрессивный шнек, в середине которого расположены 2 или 3 лопатки. Лопасти шнека расположены под углом, что позволяет ему рушить слежавшийся наст и продвигать его к лопаткам. Привод — на ось шнека.

СМ-0,6

Принцип действия. При вращении оси шнек подаёт снежную массу на лопатки, которые выводят её в разгрузочный жёлоб (дефлектор).

Преимущества. Удобное и быстрое переоборудование мотоблока. Невысокая стоимость навесного снегоочистителя.

Вопрос. Есть ли разница между мотоблоком с навесным снегоуборщиком и заводским снегоочистителем на базе МБ?

Ответ. Есть. Она заключается в конструкции самого устройства. Навесной снегоуборщик имеет только один режим работы и одно конструктивное решение — активный шнек. Заводской снегоочиститель на базе такого же МБ имеет более совершенную, но несъёмную, шнекороторную конструкцию. Шнек только подаёт снежную массу на отдельную крыльчатку (ротор). Это распределяет нагрузку, в разы повышая надёжность и производительность машины.

Навесные шнекороторы также очень популярны у спасателей и военных и вообще везде, где идёт снег. Они могут иметь колоссальные размеры. Их устанавливают на мощные тягачи, гусеничные тракторы и вездеходы в случае стихийного выпадения осадков.

Коммунальщики и обслуживающий персонал гостиничных комплексов, в отличие от фермеров, не имеют в запасе времени и ресурсов для переделок и рационализации. Их основная потребность — своевременная уборка мусора и снега с поверхности земли (покрытия).

Снегоуборщики навесные

Покупное или самодельное?

Навесное оборудование требуется абсолютно для всех мотоблоков. Так, такие тяжелые мотоблоки, как МТЗ, нуждаются в навесном оборудовании, к которому предъявляются повышенные требования. Каждое навесное устройство для них непременно должно быть профессиональным. Также желательно приобрести профессиональный навесной инвентарь и к мотоблоку Угра.

Для мотоблока Каскад навесное оборудование может быть и самодельным. Главное тут – правильно изготовить навесной инвентарь, не допустив даже малейших ошибок. Без опасения можно применять с этим агрегатом и б\у навесное оборудование, но, конечно же, внимательно осмотрев его перед покупкой на наличие дефектов.

Купить придется навесное оборудование также и для мотоблока Салют. Требуется его столько же, сколько и для других агрегатов. Используя чертежи навесного оборудования для мотоблока, можно укомплектовать данный агрегат самостоятельно. Важно лишь то, чтобы навесное оборудование для мотоблока Салют было качественным.

Цены навесного оборудования, так же как и мотоблоков, весьма различны, и каждый всегда сможет выбрать для себя идеальный в финансовом смысле вариант.

Читайте также:  Выбираем ножницы для резки кабеля: SHTOK или KBT

Сенокосилки и газонокосилки

В зависимости от рельефа местности на мотоблок устанавливаются следующие виды косилок:

1.       Сегментная.

Сегментная косилка типа КН 1.1 представляет собой раму, на которой установлены ножи для кошения травы. Последние выполнены в виде двух пластин, дополненных острыми зубьями. Кошение травы происходит за счет подачи на ножи колебаний от привода. Принцип работы оборудования напоминает действия ножниц. За раз сегментная косилка может обхватить участок шириной 110 см. Скорость движения техники составляет 4 км/ч.

Благодаря тому, что зубья сделаны из твердого сплава, они способны перекусывать прутья толщиной до 1 см. Для защиты пользователя приборный ремень закрывается кожухом. Специальные салазки препятствуют касанию механизма земли.

2.       Роторная.

Роторная косилка применяется чаще. Она также состоит из рамы, в центральной части которой закрепляются один или два режущих диска. Роторная косилка позволяет удалять даже густую траву, произрастающую на нервной поверхности.

На диске располагаются 4 ножа, закрепленные при помощи шплинтов. Они выходят наружу только при запуске мотора и возвращаются на место после его остановки. Сами диски вращаются по направлению друг к другу. Роторная косилка позволяет задавать высоту прокоса. За раз она может обхватить не более 80 см.

Вне зависимости от типа навесной косилки, рекомендуется перед началом работ очистить участок от посторонних предметов (банки, ветки и другое) и регулярно проверять ножи.

Какой окучник лучше для мотоблока

Окучивание мотоблоком будет эффективным в том случае, если было правильно подобрано навесное оборудование. Существует несколько видов окучников, которые представлены на рынке в большом ассортименте.

Листерный (с фиксированной шириной)

Оборудование можно использовать на агрегатах с мощностью до 3,5 л. с., оно подходит для обработки узких междурядий (ширина 25-30 см). Конструкция состоит из двух специальных крыльев, которые неподвижно надежно зафиксированы. Стойка модели очень тонкая.

Недостатком оборудования можно назвать налипания земли при ее высокой влажности.

Окучник с переменной шириной захвата

Оборудование позволяет регулировать ширину междурядий, поэтому с его помощью можно обрабатывать грядки, размеры и ширина которых разнообразная.

Окучник подходит для мотоблоков разного типа, например, для агрегатов Нева МБ 2 и МБ 1, Агро, используется и для моделей с высокой мощностью.

Недостатком устройства можно назвать высокие энергозатраты.

Дисковый

Удобный и очень простой инструмент окучивает растения, подготавливает борозды для последующей высадки семян. Его конструкция состоит из специальных дисков, которые устанавливаются под углом.

На сегодня данная модель является наиболее эффективной для окучивания, но при этом имеет большую стоимость.

Голландский

В этом окучнике крылья вращаются в вертикальной и горизонтальной плоскости, благодаря чему вспашка земли происходит более качественно и без больших затрат энергии. Несмотря на такую эффективность, стоимость окучника является доступной.

Роторный активный окучник

Его еще называют пропеллерным и относят к оборудованию нового поколения. При работе окучник не только разрыхляет почву, но и подсыпает ее к корням растений.

Недостаток модели – она подходит не для всех мотоблоков, так как работать с оборудованием можно лишь на второй передаче, которая есть не у каждого агрегата.

Нельзя сказать, какой окучник будет лучше для работы на участке. Выбор оборудования зависит от типа работ, условий и цены. Альтернативой может быть использование самодельных окучивателей, которые можно крепить к любому мотоблоку.

Заключение

Становится очевидным, что ответ на вопрос, как посадить картошку мотоблоком, очень прост. Немного сноровки, которая придёт уже после первого ряда, и работа закипит. Ну а если соблюдать все рекомендации специалистов по расстоянию между рядами картофеля и его заглублению, урожай обязательно порадует садовода. Кстати, российские умельцы уже давно освоили изготовление мотоблоков своими руками из бензопил, а значит, и здесь можно сэкономить значительную сумму.

Очень надеемся, что сегодняшняя статья будет полезна нашему уважаемому читателю. Любые возникшие вопросы вы можете задать в комментариях ниже. Редакция Homius с удовольствием на них ответит. Там же просим оставить отзыв на статью, рассказать о впечатлениях от прочитанного или поделиться своим опытом в этой области. И ещё, пожалуйста, не забудьте оценить труд автора. А напоследок предлагаем ещё один видеоролик по сегодняшней теме.

Читайте также:  Всё о монтаже трубопровода водоснабжения в квартире

ОбсудитьПредыдущаяСадовая техникаПрицеп для мотоблока своими руками: модели, конструкции, технология созданияСледующаяСадовая техникаКак правильно намотать леску на триммер: пошаговое руководство и видеоинструкции

Описание мотоблока КАДВИ ОКА МБ-Д1М10

Мотоблок ОКА мб 1д1м10 оборудован карбюраторным двигателем lifan. Производительность четырехтактного бензинового агрегата составляет 6,5 лошадиных сил, этого вполне достаточно, для обработки территорий площадью до 1,5 Га. Охлаждение воздушного типа принудительное. Запуск силовой установки осуществляется вручную, от инерционного стартера с рукояткой.

Встроенный автоматический декомпрессор позволяет запуститься мотоблоку даже при очень низких температурах (до -50 градусов). Коробка механического типа, обеспечивает 2 скорости переднего хода и реверс.

Мотоблок ОКА МБ-Д1М10

Описание мотоблока КАДВИ ОКА МБ-Д1М10

Для присоединения навесного оборудования используются:

  • ВОМ (вал отбора мощности);
  • шкив отбора мощности.

Весит мотоблок ОКА МБ 1Д1М10 90 кг., при работе с тяжелыми грунтами рекомендовано использовать утяжелители, позволяющие рабочим органам мотоблока врезаться в землю на 30-32 см. Небольшие размеры и складная регулируемая рукоятка позволяют транспортировать агрегат в багажнике автомобиля.

Для большего удобства при эксплуатации, производитель снабдил мотоблок ОКА глушителем, снижающим уровень шума. Рулевая колонка подстраивается под рост оператора. Колеса регулируются по ширине. Эта сельхозтехника успешно агрегатируется с навесным оборудованием от других марок мотоблоков (при наличии подходящего сцепного механизма).

Об устройстве мотоблока

Далее вы узнаете какой мотоблок лучше было понятнее, в чем же состоит принцип самодельного изготовления мотоблока и его дополнительных комплектующих, надо детальным образом рассмотреть само устройство мотоблока как средство малой механизации. Итак, данный агрегат включает в себя несколько основных рабочих узлов:

  • Основная движущая сила, т.е. двигатель.
  • Трансмиссия.
  • Ходовая часть.
  • Основные элементы управления.

Двигатель

В качестве основной движущей силы в конструкции мотоблоков используется стандартный двигатель внутреннего сгорания. В зависимости от типа и марки мотоблока, например Кайман Варио, Патриот Урал, Техас, Прораб, Кроссер, Викинг, Форза применяемый двигатель может быть различным:

  • Бензиновый 4-тактный двигатель. Этот движок используется для агрегатов, относящихся к легкому и среднему классу устройств.
  • Дизельный 4-тактный двигатель. Подобного рода моторы используются на тяжелых и мощных мотоблоках, предназначенных для работы на самых сложных участках поверхности.

Видео: Лучший дизельный мотоблок

Более подробно о работе дизельного мотоблока смотрите на видео:

Безусловно, встречаются в комплектации и 2-тактные моторы, но они используются в довольно старых моделях мотоблока, существенно уступая 4-тактным по силовой тяге. Однако, большинству потребителей достаются именно 4-тактные двигатели, работающие на бензине. В их устройство входят следующие системы:

  • Система, отвечающая за подачу горючего. Состоит из бака с горючим, карбюратора, воздушного фильтра и шланга для топлива.
  • Смазочная система, осуществляющая процесс смазывания тех деталей, которые трутся между собой.
  • Стартер, обеспечивающий раскрутку коленвала.
  • Охлаждающая система, которая уводит тепло от блока цилиндра мотора при помощи воздушного потока.
  • Система зажигания, которая производит искру на свече зажигания.
  • Газораспределительная система, которая обеспечивает поступление топливовоздушной смеси в цилиндр мотора, а также отвечает за выход отработанных газов.

Важно то, что двигатель продается уже со всеми основными рабочими системами, что существенно облегчает процесс самодельного изготовления мотоблока.

Трансмиссия

Основной функцией трансмиссии является передача крутящего момента от мотора к колесной базе, а также регулирование скоростей и смену движения агрегата. В её конструкцию входит несколько рабочих узлов: редуктора, сцепления, коробки передач и дифференциала (есть не во всех моделях).

Трансмиссия может быть нескольких типов:

  • Шестеренчатая.
  • Ременная.
  • Цепная.
  • Комбинированная.

В основном, классический тип шестеренчатой трансмиссии используется на тяжелых мотоблоках, а состоит он из конических и цилиндрических шестерен.

Остальные типы трансмиссии используются в легких и средних типах мотоблоков. При этом, вне зависимости от типа трансмиссии, в конструкции находится ВОМ – вал отбора мощности, который передает крутящий момент к рабочим узлам агрегата.

Читайте также:  Как выбрать сварочную маску, характеристики и рекомендации

Что касается сцепления, то оно может быть различным:

  • В виде клиноременной передачи. Суть процесса состоит в рычаге сцепления, которая натягивает или ослабляет ремень, чем передает, либо прекращает передачу крутящего момента от мотора к редуктору.
  • Однодисковое или многодисковое сцепления сухого или мокрого типа.
  • Коническая муфта.

В большинстве качественных мотоблоков Садко, Дон, Хутер, Профи, Пахарь, Чемпион, Карвер используется второй тип сцепления, который отличается наибольшей надежностью.

Ходовая часть

Ходовая часть включает в себя не только непосредственно саму колесную базу, но и рамную конструкцию, к которой эти колеса крепятся, и где располагаются основные рабочие узлы мотоблока.

В более современных моделях мотоблока предусмотрено изменение расстояния между парой колес, что позволяет регулировать размер колеи мотоблока.

На сегодняшний день, различают два вида колес – пневматические и металлические с грунтозацепами.

Основные элементы управления

Управление мотоблоком находится на рукоятке агрегата, отвечая за изменение скорости и направления движения устройства. Среди элементов управления находятся:

  • Рычаги, руль и переключатели скоростей.
  • Управление сцеплением.
  • Рычаг или кнопка остановки двигателя.
  • Подачи газа и т.д.

В конструкции мотоблока отсутствует сиденье для человека (как и в мотоблоке Салют), поэтому само управление производится человеком собственноручно.

Дисковый окучник для мотоблока

Наиболее удобным в эксплуатации вариантом является дисковый окучник. Для работы с ним нужно прилагать минимум физических усилий, причём с понижением скорости движения возрастает его мощность, что положительно сказывается на эффективности работы. Кроме того, дисковая конструкция окучника отличается универсальностью – с помощью такого инструмента можно выполнять сельскохозяйственные работы как сразу после посадки огородных культур, так и в период их интенсивного роста.

Дисковый окучник для мотоблока

Конструкция дискового окучника включает:

  • диски;
  • Т-образный поводок (раму);
  • стойки;
  • винтовые талперы.

Талперы предназначены для регулировки угла поворота дисков. От последнего зависит глубина погружения последних, а также усилие, необходимое для выполнения работы. Для облегчения труда оператора окучник оснащается подшипниками скольжения, которые обеспечивают надёжность конструкции и удобство в эксплуатации.

Диски изготавливаются из легированной стали толщиной 1,5-2 мм. Их наружные кромки выгибаются, а по центру выполняется отверстие для переходников, с помощью которых они будут крепиться к раме окучника. Если возможность изготовить диски самостоятельно отсутствует, можно позаимствовать их у отслужившей свой срок сеялки или другого подобного оборудования.

Дисковый окучник для мотоблока

Окучник может иметь фиксированную или переменную ширину захвата. Во втором случае вы сможете регулировать расстояние между дисками, переставляя стойки. Элементы навесного агрегата соединяются с помощью болтов или сваркой.

Передний адаптер

Конструктивно он похож на предыдущий вид адаптера, но при этом у него механизм сцепки находится сзади. Это означает, что мы получаем полновесный передний адаптер для мотоблока марки Нева. Представленная конструкция целиком разбирается, что намного упрощает его последующую перевозку. Естественно, стоимость любых дополнений к агрегату формируется по отдельности.

Технические характеристики переднего адаптера:

Передний адаптер
  • длина — 190 см;
  • ширина — 81 см;
  • высота — 140 см;
  • дорожный просвет — 30 см;
  • колесная колея — 75 см;
  • показатели скорости — ок. 10 км/ч;
  • суммарная масса — 65 кг.

Стоимость такого устройства равняется примерно 27 тысячам рублей.

Делаем самодельный дисковый окучник для мотоблока

Самодельный дисковый окучник для мотоблока начинаем изготавливать с поиска ненужных в хозяйстве крышек от стальных кастрюль (лучше не эмалированных, а просто металлических). Нужный диаметр примерно 40-50 см с учетом того, что глубина прорастания в землю корней картофеля не большее чем 15-20 см. Далее затачиваем лопасти крышек, а в нашем случае они уже являются дисками окучника, на шлифовальном станке. Если крышки плоские, то их немного загибают в одну из сторон молотком.

Делаем самодельный дисковый окучник для мотоблока

Далее, чтобы сделать удобный окучник, нужно изготовить тележку, к которой и будут крепиться диски, сдвигающие почву. Это может быть конструкция из труб и втулок, к ее нижней раме крепим небольшие опорные колеса.

Лучше всего для работы подойдут профессиональные инструменты, они позволят выполнить все технологические операции своими руками на требуемом уровне и при этом сохранят свое качество. Любительский инструмент для подобной работы непригоден потому, что его уровень прочности недостаточен для выполнения некоторых из операций.

Делаем самодельный дисковый окучник для мотоблока