5 советов, какие ворота в гараж лучше выбрать: виды, размеры

Что собой представляют ворота для гаража подъемные, в чем их особенности, почему они так называются, и каких видов бывают – обо всем этом в статье. Она поможет вам разобраться во всех тонкостях обустройства гаражных ворот подъемного типа.

Автоматические ворота: особенности, достоинства и недостатки

Если не брать во внимание чересчур оригинальные конструкции, то все существующие ворота можно разделить на три группы:

  • откатные;
  • распашные;
  • гаражные.
Автоматические ворота: особенности, достоинства и недостатки

Распашные конструкции имеют самую богатую историю и знакомы всем по двум створкам, которые при помощи петель крепятся к боковым опорным столбам. Такие ворота отличаются простотой и надёжностью, но требуют места для открывания перед въездом на участок или во двор. Распахивающиеся створки являются незаменимым вариантом для узких проездов и в сравнении с другими конструкциями обладают максимальной надёжностью. Самый большой минус ворот этого типа заключается в повышенных требованиях к устойчивости боковых столбов. Недостаточная жёсткость стоек со временем приводит к их наклону, а это, в свою очередь, вызывает заклинивание створок. Недостатком является и то, что для их автоматизации потребуется пара синхронно работающих приводов, в то время как другие системы нуждаются лишь в одном исполнительном механизме.

Для автоматического открывания распашных ворот потребуется пара синхронно работающих приводов

Откатные ворота имеют полотно, которое можно отодвинуть в сторону буквально вплотную к забору. В зависимости от опорной поверхности, откатные системы делятся на три вида:

Автоматические ворота: особенности, достоинства и недостатки
  • консольные — полотно опирается на ролики, установленные на бетонном фундаменте за пределами площадки для проезда. Из всех откатных систем ворота с верхней направляющей и нижними роликовыми тележками сегодня считаются наиболее надёжными и практичными;

    Система «ролик-направляющая» для откатных ворот консольного типа

  • рельсовые — створки опираются на ролики, которые передвигаются по установленной на проезжей части направляющей. Сегодня практически не используются, поскольку требуют идеально ровной площадки и постоянного ухода за рельсом;
  • подвесные — с верхней направляющей, по которой на роликах передвигается створка. Их устанавливают там, где требуется полотно высотой более 2 м, а также при больших перепадах высот и на въездах для рельсового транспорта. При нехватке пространства по бокам от проезда подвесные ворота могут состоять из двух полотен.

Сдвижная система является наиболее практичной, поскольку не зависит от наличия места перед въездом.

Откатные ворота сегодня используются как в частных домовладениях, так и для оснащения автостоянок, открытых площадок и различных промышленных объектов

Автоматические ворота: особенности, достоинства и недостатки

Что же касается минусов, то к ним можно отнести необходимость в обустройстве фундамента и более сложную, чем у распашных ворот, конструкцию. Кроме того, сдвигающееся в сторону полотно на узком участке не поставить — потребуется не менее 5 дополнительных метров в сторону от проезда. Несмотря на это именно откатные ворота легче всего поддаются автоматизации и отличаются самим высоким удобством и надёжностью в работе.

Хоть для обустройства гаража и подходят все описанные выше конструкции, «истинно гаражными» считаются подъёмно-поворотные, секционные и роллетные механизмы. Такие системы являются наиболее сложными для изготовления в кустарных условиях, поэтому домашними мастерами практически не используются.

Виды подъемных гаражных ворот

Существует да типа подъемных ворот в гараж: подъемно-секционные и подъемно-поворотные.

Подъемно-секционные ворота

Это устройство, собранное из нескольких секций, которые при опускании в закрытое положение образуют воротное полотно. Между собой секции скреплены шарнирными механизмами (их минимальное количество три: два по краям, один посередине). С торцов секций прикреплены ролики. Так как разговор идет о подъемных моделях, то секции в таких конструкциях располагаются горизонтально. Есть выдвижной тип данного типа ворот, в которых секции располагаются вертикально.

Кроме секций в конструкцию ворот в гараж подъемных секционных входят:

Виды подъемных гаражных ворот
  • вертикальные направляющие стойки;
  • горизонтальные направляющие, прикрепленные к потолку гаража;
  • дуги, соединяющие вертикальные и горизонтальные направляющие;
  • крайняя потолочная шина, которая работает в качестве ограничителя;
  • балансировочный механизм, который позволяет воротам подниматься и опускаться равномерно без перекосов;
  • электропривод, установленный в плоскости горизонтальных направляющих и закрепленного к потолку.

Направляющие предназначены для того, чтобы по ним перемещались ролики, установленные на секциях.

Подъемно-секционная конструкцияИсточник

Подъемно-поворотные

Полотно данного вида ворот представляет собой единую монолитную конструкцию, которая при открытии поднимается под определенным углом вовнутрь помещения и поворачивается, устанавливаясь под потолком точно по горизонтали. То есть ворота производят два движения: смещение вверх и поворот на 90° одновременно и равномерно.

Необходимо обозначить, что у данного вида подъемных ворот те же комплектующие элементы, что и у секционно-поворотных. Это два вида направляющих, только отсутствуют дуги. И электропривод у них применяется точно такой же.

Но есть и другая разновидность поднимающего механизма. Она называется рычажная. По сути, это один или два электропривода, прикрепленных к полотну конструкции. Движение они передают системой рычагов. При этом в комплектацию таких моделей не ходят горизонтальные направляющие и дуги. Подъем и опускание полотна производится по стойкам. Одновременно рычагами оно поворачивается на 90°.

Подъемно-поворотные воротаИсточник

Виды подъемных гаражных ворот

Электропривод подъемных ворот

Этот элемент очень важен. От его мощности зависит, смогут ли открыться ворота. Чаще всего для подъемных конструкций используют специальные привода, принцип работы которых основан на натяжении цепи или ремня. Последние одним концом прикреплены к воротному полотну, другим к механизму привода.

При необходимости открыть ворота гаража, необходимо включить привод, чтобы он стал втаскивать цепь или ремень внутрь корпуса. За собой последние потащат полотно.

Общие сведения

Ворота с дистанционным управлением имеют большую популярность как за рубежом, так и в России, ведь благодаря им можно комфортно въезжать в гараж. Такая система и ее функционал востребован при плохих погодных условиях, защита транспортного средства от угона.

Виды гаражных ворот

  • ·       секционные;
  • ·       распашные;
  • ·       откатные;
  • ·       подъемно-поворотные;
  • ·       рулонные;

Секционные

Существует два вида приводов секционных ворот имеющие дистанционное управление, а именно потолочные и навальные. Применение потолочных приводов широко распространено в гаражных боксах.

Кроме того что они весьма доступны ( в плане цены), так и обладают множеством полезных функций. Навальные ворота в большинстве используют на производствах.

Распашные

В основном распашные ворота представляют собой две створки и для управления ими применяется два привода, их приводит в действие блок управления, которое дает задачу на движение. Часто вместе с такими воротами устанавливается специализированная сигнальная лампа, во время движения ворот она начинает мигать, для того чтобы предупредить. Интересной особенностью данных ворот является, то что на их пути появится препятствие, то они останавливаются.

Откатные

Данные ворота характеризуются тем, что блок управление монтируется с приводом в одном корпусе, делая данную систему комфортной на этапе монтирования. В движение данный тип приводит зубчатая рейка.

Так же как и распашная система данная конструкция предусматривает фотореле во избежание столкновения с предметами.

Подъемно-повортные

Эти ворота самые интересные по типу открывания. Сама створка является монолитной, при нажимании дистанционного пульта управления приводится в действие механизм который поднимает полотно под углом.

Рулонные

В основном используется в качестве так называемых «ширм». Полотно открываясь, собирается вверх по специальным конструкциям и наматывается на приводной вал подвешенный над проемом. Конструкция может устанавливаться внутри, снаружи или в самом проеме.

Внешний вид системы и ее составляющие: электродвигатель переменного тока 220 вольт или постоянного 24 вольта (обычно их устанавливают несколько, но может быть и один, в зависимости от типа ворот), блок управления, фотоэлемент.

Виды ворот по конструкции

Выбор типа ворот для гаража зависит от нескольких факторов:

  • Бюджета;
  • Наличия свободного места перед гаражом;
  • Размера проема под монтаж ворот;
  • Необходимости наличия дополнительного входа в виде калитки;
  • Способа управления.
Виды ворот по конструкции

Производители предлагают нам выбирать из следующих конструкций.

Распашные ворота

Один из самых распространенных типов. Состоят из двух полотен, которые имеют жесткий каркас и удерживаются на петлях. Их преимущество заключается в:

  • простоте конструкции;
  • доступной стоимости;
  • достаточной надежности;
  • простоте монтажа;
  • возможности дополнить одно из полотен дополнительным входом (калиткой);
  • возможности изготовить ворота практически под любой размер проема.
Виды ворот по конструкции

Недостатком является то, что большинство распашных ворот открываются наружу, поэтому требуют достаточное количество свободного места перед гаражом. Однако эту проблему можно исключить, установив ворота таким образом, чтобы они открывались вовнутрь. Из этого вытекает другой недостаток – боковые стенки гаража становятся нефункциональными, так как вдоль них не получится установить стеллажи или рабочие столы. Также, чтобы открыть ворота зимой прежде нужно будет отгрести снег. Общая ширина полотна не может превышать 6 м.

Откатные ворота

Идеальный вариант при ограниченном пространстве перед гаражом. Они представляют собой полотно, которое перемещается в сторону по несущей балке с помощью роликов. Полотно может быть одностворчатым и отодвигаться вправо или влево. Двустворчатым — раздвигаться в две стороны. Складным – состоящим из нескольких секций, которые при открывании складываются по принципу двери-гармошки. Преимуществом откатных конструкций является:

  • неограниченность в размерах;
  • длительный срок эксплуатации;
  • достаточная прочность и надежность;
  • экономия места.
Виды ворот по конструкции

К недостаткам можно отнести недостаточную теплоизоляцию. Также, если полотно ворот заклинит, открыть его будет довольно сложно.

Секционные

Полотно в этом случае состоит из нескольких горизонтальных или вертикальных секций, ширина которых не превышает 50 см. Сама конструкция может быть подъемно-секционной – когда полотно ворот по специальным направляющим поднимается вверх и располагается под потолком. Или сдвижной – когда открытое полотно располагается вдоль боковой стены.

  • Такие ворота удобны в эксплуатации и обеспечивают хорошую теплоизоляцию;
  • К недостаткам можно отнести скрадывание внутреннего пространства, особенно в случае с боковой конструкцией.
Виды ворот по конструкции

Подъемно-поворотные

В этом случае при открывании полотно ворот сначала делает поворот вокруг горизонтальной оси и меняет свое вертикальное положение на горизонтальное, а затем по специальным направляющим уходит под потолок. К их преимуществам относят:

  • надежность и высокие противовзломные качества;
  • экономию пространства;
  • возможность установки механической системы открывания.

К недостаткам относится возможность установки исключительно в проемы прямоугольной формы.

Виды ворот по конструкции

Подъемно-гильотинные

Полотно ворот выполнено из металла и является цельным. При открывании оно не складывается, не трансформируется, а просто поднимается вверх по вертикальным направляющим. Это позволяет

  • сэкономить свободное место внутри постройки;
  • обеспечить герметичность, теплоизоляцию и безопасность.

Однако в таком случае место над гаражом должно свободно. Существенным недостатком является необходимость замены полотна целиком при возникновении даже несерьезных повреждений.

Виды ворот по конструкции

Монтаж распашных ворот

В идеале воротный короб надо монтировать в процессе сооружения гаража, когда стены на половину уже подняты из кирпича или блоков. Но в независимости от этого монтаж проводится по одной и той же технологии.

  1. Выкапываются ямы под стойки глубиною 0,5 м.
  2. К нижним краям стоек привариваются одна или две поперечины из арматуры или уголка длиною 10-20 см, назначение которых – выполнять функции удерживающих в бетоне элементов.

Подготовка стойки перед бетонированием ямы

  1. Снизу опор приваривают металлические пластины в виде пятака для упора на грунт.
  2. Полметровые концы стоек обрабатывают гидроизоляционным составом, к примеру, горячим битумом или закрывают рубероидом.
  3. Производится установка короба в ямы с точным выставлением в проеме, для чего используется строительный уровень.
  4. Стойки приваривают к закладным деталям, которые устанавливаются в процессе кладки стены. В качестве закладных часто используют арматуру диаметром 12-16 мм, длиною по 50 см. Шаг укладки – через каждые 6-8 рядов.
  5. Производится замес бетона из расчета цемент-песок-щебень в соотношении 1:2:2, если марка цемента М400.
  6. Заливка бетона в ямы с трамбовкой. Это делается не только для того, чтобы уплотнить бетонный раствор, но и для того чтобы выдавить из него воздух, попавший туда в процессе замеса. Воздушные поры – это снижение прочности бетона.
  7. Навешивать створки на короб можно после того, как бетон схватится и просохнет.

Как сделать конструкцию

Делается рама так: берут толстый уголок, его параметры стоят в прямой зависимости от полотна щита, при 25-ке берут 75-й, при 50-ке 100-й уголок. Далее меряем гараж и готовим проём к прикреплению рамы, нужно проследить чтобы его поверхности были гладкими и ровными, если этого нет – берём болгарку в руки и работаем. Далее ищем рабочее пространство для процесса сварки. 2 швеллера у нас будут лежать на площадке для сварки, их параметры меньше рамы на 20 см. Отрезаем уголки по длине с обоих концов, следим, чтобы они прилегали плотно. Привариваем их вместе, делаем зарезы и используем четвёрку (пятёрку) электрода, создаём каркас, но не привариваем очень плотно. Прикладываем к проёму и контролируем плотность, если её нет, то подгоняем что получилось и снова свариваем, далее зачищаем швы. Делаем то же самое со второй частью рамы, дальше то же – на вторую стену, раму следует сделать двойной – внутренней и наружной, устанавливаем её.

Из уголка делается опора для швеллерного кронштейна, в одной полке делаем дыру, чтобы закрепить к стойкам, в другой – 3 дыры, чтобы закрепить пружинный кронштейн. Закрепляем кронштейн, просверливая 3 дырки в одной из полок. Далее из железной полосы изготавливаем регулировочную пластину, ею объединяем пружину и кронштейн. Последние витки пружины выгибаем зацепами, присоединяя к низу регулятор напряжения из прутка. Создаём из уголка шарнирный угол для нижней части, просверливаем дыру в 8,5 мм и привариваем к раме, отступая от нижнего ребра до центральной части отверстия. Таким образом делаем подготовку для изготовления рычага для подъёма на 12-см шарнире. Дальше к его торцу привариваем крепим пластину для регулятора напряжения.

Два уголка нам понадобятся, чтобы ворота двигались. Берём два уголка, состыкуем и соединяем по краю, чтобы расстояние меж верхами было не менее 5 см. Привариваем рельс к пластине с дырками, меж нижним ребром поперечины и осью направляющего оставляем 8 см. Ко второму концу рельсы привариваем кусок швеллера с отступом 12-15 см. Далее крепим его к потолочному бруску. Можно установить дополнительные устройства защиты по желанию, также резиновую окантовку и накладки, они сделают конструкцию устойчивее которые придадут устойчивости конструкции.

Гаражные ворота

Советуют пролить бетоном траншею по длине хода меж боковых стоек, вдавить швеллер параллельно земли, когда затвердевает – привариваем обе рамы.

Инструкция по установке поворотной конструкции

Этот вариант подъемных ворот проще для самостоятельного изготовления. Установка выполняется по окончанию ремонтных работ внутри гаража и подготовки проема. Исключение составляет пол, отделка которого выполняется после монтажа рамы.

Устройство подъемно-поворотных ворот

Разработка проекта подъемно-поворотных ворот

Проектирование конструкции основывается на полученных замерах. При составлении чертежа подъемных ворот для гаража своими руками схематически надо отобразить основные параметры:

  • ширину и высоту проема;
  • величину притолока и пристенка;
  • длину потолочных направляющих и крайней шины;
  • размеры стоек рамы;
  • места крепления монтажных уголков.

Схема подъемно-поворотных ворот

Удобно взять готовые эскизы подъемно-поворотных моделей, выбрать подходящий чертеж и «подогнать» его под имеющиеся габариты гаражного проема.

Чертеж подъемно-поворотных ворот с размерами

Выбор механизма открывания створки

Полотно приводится в действие посредством двух типов механизмов:

  • Шарнирно-рычажный – наиболее распространен благодаря простоте конструкции и надежности. Обеспечивает ровный ход полотна и исключает вероятность блокировки створки. Бесперебойная работа достигается за счет грамотной регулировки натяжения пружин.
  • Механизм на противовесах. К нижним углам рамы прикреплен трос, пропущенный через блок системы. На конце троса фиксируется противовес. Эта схема управления полотном создает высокую нагрузку на каркас и требует установки дополнительных ребер жесткости. Механизм лучше применять при возведении массивных тяжеловесных ворот.

Устройство системы

Изготовление каркаса и монтаж направляющих

Для создания каркаса воротины допустимо использование металлических профилей или деревянных брусьев. Предпочтение лучше отдать металлу – это обеспечит жесткость и прочность конструкции.

Поворотная створка на металлических профиляхСхема расположения направляющих и роликов

Порядок сборки каркаса:

  1. Из двух вертикальных профилей и одного поперечного собрать раму П-образной формы. Прихватить сваркой и проверить ровность углов.
  2. Каркас приставить к проему и заглубить вертикальные стороны на 2-5 см в стяжку пола.
  3. Зафиксировать направляющие в проеме анкерами. Имеющиеся зазоры между торцом проема и рамой запенить.
  4. Закрепить верхние направляющие на потолке и проверить их горизонтальность.
  5. К рейкам приварить кронштейны для роликов, предусмотрев небольшой отступ в верхней точке. Это необходимо для нормального открывания – полотно не будет цепляться.
  6. Установить ролики.

Самодельные гаражные ворота из листового металла

Сборка и навешивание полотна ворот + видео-инструкция

В качестве финишного покрытия щита подойдут: профнастил, листовой металл или пластик. Для внутренней начинки можно использовать деревянные доски, а для теплоизоляции – пенопласт или пенополистирол. Установка полотна выполняется в следующей последовательности:

  1. Вымерять диагональ проема и подготовить раму. Детали каркаса полотна прихватить сваркой и примерить – створка должна свободно проходить. Однако зазоры между полотном и направляющими должны быть минимальны.
  2. Окончательно сварить рамы и установить перемычки. Зачистить сварочные швы.
  3. С одной стороны наварить листовой металл. Уложить утеплитель и закрыть полотно вторым слоем металла.
  4. Поверхность створки обезжирить, прогрунтовать и покрасить.
  5. Готовое полотно вставить в направляющие.
  6. Отрегулировать пружины. Они не должны быть жесткими – пружина должна фиксировать створку, а не тянуть вниз.
  7. Установить фурнитуру. Щеколды размещаются с внутренней стороны полотна. Ручки крепятся с обеих сторон створки снизу.

Важно! После проверки работоспособности ворот необходимо позаботиться о безопасности и установить стопоры на рейки. Они не позволят сойти полотну с направляющих.

Видео: Инструкция мастера по самостоятельному монтажу

Сборка и монтаж подъемных ворот требуют от исполнителя профессионализма. Не стоит браться за работу, если нет полной уверенности в собственных силах. Экономия может оказаться нецелесообразной и привести к затратному капитальному ремонту механизма.

Рекомендации специалистов

При выборе модели желательно сразу учесть все факторы, о которых будет зависеть ваш комфорт в будущем:

  1. Установка калитки в полотне — способ продлить срок службы изделия, так как для входа в помещение не потребуется каждый раз приводить механизм в движение. Другой важный момент — возможность разблокировки автоматики изнутри в случае ее поломки или отключения электроэнергии.
  2. Для обеспечения необходимой степени тепло- и звукоизоляции необходимо, чтобы толщина панелей и утеплителя здания совпадали, а по периметру проема был уплотнитель.
  3. Для удобства желательно сразу предусмотреть автоматическую систему управления — в последствии это будет сделать сложнее и дороже.

Рекомендация: в полотно, при необходимости, можно дополнительно установить окна, панорамное остекление, вентиляционные решетки, сигнализацию и другие аксессуары.

Рекомендации специалистов

Спустя 5 лет после своего изобретения, в 1926 году, секционные ворота были дополнены электрическим приводом — это стало основой для появления автоматических въездных систем, использующихся в настоящий момент повсеместно. Современный рынок позволяет подобрать модель, максимально соответствующую вашим запросам, а разнообразие дизайнерских решений полотен — гармонично вписать в архитектуру здания.

Как монтируются ворота из секций фирмы Алютех, смотрите в следующем видео:

Ремонт подъемно-секционных ворот

В процессе эксплуатации воротных систем могут наблюдаться повреждения и неисправности в работе. Причины могут быть разные: некорректная сборка конструкции, нарушение технологии монтажа, выход из строя элементов и другие поломки. Это доставляет не только массу неудобств, но и ведет к некоторым финансовым расходам.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся неисправности и способы их устранения.

Обрыв (повреждение) троса – может происходить вследствие интенсивного использования, некорректной установки, повреждения троса вследствие намотки на испорченный барабан, на котором имеются сколы. Необходимо выявить причину повреждения, заменить трос, осуществить балансировку торсионного вала, настроить автоматику.

Ослабление торсионной пружины – наблюдается в случае длительной эксплуатации, воздействия агрессивной среды, несвоевременного техобслуживания, неисправности муфты соединения вала. Устраняется путем ремонта муфты, замены и балансировки торсионной пружины.

Секционные ворота — это удобно, практично и стильно

Перекос ворот – появляется в случае неисправности направляющей шины, барабана или соединительной муфты вала, а также повреждения троса, роликов, кронштейнов, некорректной намотки троса на барабан. Можно устранить путем рихтовки шины, если деформация незначительная, а также путем замены троса, опорных кронштейнов, барабана, муфты.

Скрипы при открывании, затруднительный ход – износ роликов, повреждение или перекос полотна, неисправность барабана, торсионного механизма, направляющих шин. Устраняется путем замены поврежденных деталей.

Не работает пульт ДУ – возможно неисправна батарейка или радиоприемник, на который попала влага, износились кнопки, повреждена электрическая проводка. Способ устранения – замена и настройка вышедших из строя элементов.

Неполное закрытие ворот – перекос полотна, сбой настроек положения и чувствительности привода, перетяжка торсионных пружин, неправильный монтаж привода. Устранение возможно с помощью настройки положений привода и регулировки чувствительности, ликвидации перекоса, замены привода по необходимости.

Дистанционное управление гаражными воротами

Не функционирует автоматический режим работы ворот – выход из строя привода, нет подачи напряжения, привод переведен на режим ручного использования, неисправность электропроводки, пульта, выключателя. Для устранения проверяют наличие питания, состояние блокировки, функционирование элементов управления. По необходимости производят замену.

Полезный совет! Так как устройство системы довольно сложное, рекомендуется в рамках сервисного обслуживания заключить договор на проведение ремонта секционных гаражных ворот. В этом случае работы по устранению неисправностей будут выполнены качественно, недорого и в кратчайшие сроки.

Установить въездные автоматические системы можно практически на любой гараж. Оснащение ворот автоматикой делает повседневную эксплуатацию комфортной, а современный дизайн освежает архитектуру гаража и придает ей стильный вид.

Как продлить срок службы гаражных ворот

Секционные ворота служат исправно в течение длительного времени, если каждый этап работ по установке и обслуживанию выполняется добросовестно, с соблюдением всех требований:

  • Модель и все крепёжные элементы выбраны с учётом реальных условий эксплуатации.
  • Монтаж произведён на прочной и хорошо подготовленной основе.
  • Конструктивные элементы надёжно фиксированы, тщательно подогнаны по вертикали и горизонтали. Нельзя выравнивать конструкцию с помощью монтажной пены или деревянными колышками — это быстро приведёт к перекосам ворот. Следует использовать только металлические подкладки.
  • Установка выполнена согласно инструкции, в оговорённой последовательности, с соблюдением всех правил и требований. Разнобой в действиях гарантированно приводит к ошибкам в сборке.
  • Регулярно проводится осмотр и текущее обслуживание всех элементов конструкции. Своевременно выявляются неполадки и заменяются изношенные элементы.
Читайте также:  Мотобуксировщики (мотособаки): их возможности и характеристики